Декреты

При составлении данной подборки документов нашими юристами использовалась правовая система Консультант плюс.

ДЕКРЕТ СНК РСФСР от 30.05.1921
"О МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ"




СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.

ДЕКРЕТ
от 30 мая 1921 года

О МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ



В целях урегулирования морского транспорта устанавливаются нижеследующие основные положения:
1. Перевозка морем пассажиров, багажа и грузов возлагается на Народный Комиссариат Путей Сообщения по управлению морским транспортом, в ведении коего находится морской торговый флот Р.С.Ф.С.Р.
2. Те же операции на ненационализированных судах производятся по правилам, устанавливаемым Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
3. Означенные в ст. 1-й операции морским транспортом Р.С.Ф.С.Р. и ненационализированными судами российских граждан производятся на основании настоящего декрета и инструкций и постановлений, издаваемых Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
4. Движение иностранных торговых судов в пределах морских территориальных вод Р.С.Ф.С.Р. и союзных с ней советских Республик, заход их в русские порты, перевозка на них пассажиров и грузов регулируются особыми правилами, разрабатываемыми Народным Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом Внешней Торговли, Внутренних Дел и Морским и утверждаемыми Высшим Советом по Перевозкам.
5. Вопросы, касающиеся прямого сообщения между морским и железнодорожным или речным транспортом по заграничным путям сообщения, а также объем операций морского транспорта и список срочных заграничных рейсов российских судов разрешаются Народным Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом Внешней Торговли, утверждаемому Высшим Советом по Перевозкам.
6. Высшему Совету по Перевозкам в отношении морского транспорта присваиваются все права по разрешению вопросов о планах и условиях перевозок и руководство ими, предоставленные ему в отношении жел. дор.
7. Народному Комиссариату Путей Сообщения предоставляется право передавать суда морского транспорта в исключительное пользование советским учреждениям и предприятиям, а также российским кооперативным учреждениям на определенные сроки для их транспортных нужд. Передача в тех же целях судов российским гражданам и иностранным подданным совершается Народным Комиссариатом Путей Сообщения с особого каждый раз разрешения Совета Народных Комиссаров по специальным договорам (Цертопартиям).
8. Перевозка пассажиров, багажа и всякого рода грузов на судах, упоминаемых в ст. 1 настоящего декрета, совершается по соответствующим для каждого рода перевозки документам (билетам, коносаментам, багажным квитанциям), коими определяются на основании сего декрета и изданных дополнительно инструкций и постановлений взаимные права и обязанности сторон, участвующих в перевозке. Формы документов устанавливаются Народным Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом Внутренних Дел и с заинтересованными ведомствами.
9. Перевоз на судах морского транспорта Р.С.Ф.С.Р. государственных грузов из российских портов в российские же или заграничные и сдача судов в срочное исключительное пользование советским учреждениям и предприятиям производится бесплатно.
Примечание: 1. Грузы, принадлежащие российским гражданам, а также грузы иностранных государств и их подданных, следующие в пределы или за пределы Р.С.Ф.С.Р. или транзитом через нее, подлежат оплате по правилам и ставкам, устанавливаемым Народным Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом Внешней Торговли и Народным Комиссариатом Финансов и утверждаемым Высшим Советом по Перевозкам.
2. Все пассажиры русского подданства как платные, так и бесплатные имеют право на бесплатный провоз багажа и клади в пределах норм, устанавливаемых Народным Комиссариатом Путей Сообщения. Правило это не распространяется на российских граждан, возвращающихся из-за границы, в тех случаях, когда они не освобождены от проездной платы. Размер платы за багаж устанавливается Народным Комиссариатом Путей Сообщения.

10. Правом бесплатного проезда на судах морского торгового флота Р.С.Ф.С.Р. пользуются: а) лица, следующие по государственным надобностям (перевозка рабочей силы, командировки, служебные перевозки, перевозки войск и т.п.); б) рабочие и служащие, едущие в отпуск и обратно; в) советские служащие и рабочие, едущие на работу или службу, на съезды или обратно; г) участники экскурсий, организуемых государственными учреждениями и профессиональными союзами; д) дети в возрасте до 16 лет; е) лица, состоящие на иждивении Народного Комиссариата Социального Обеспечения или на попечении Народного Комиссариата Здравоохранения; ж) учащиеся, едущие в учебные заведения и обратно.
11. Правила 10 ст. сего декрета не распространяются на пассажиров, принимаемых судами морского транспорта в иностранных портах. Порядок приема в этих портах пассажиров вообще и в частности условия освобождения от платы за перевозку подлежащих категорий русских граждан определяется Народным Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом Внутренних Дел и Народным Комиссариатом по Иностранным Делам и утверждается Высшим Советом по Перевозкам.
12. Плата во всяком случае взимается: а) за перевозку лиц, не предусмотренных в пп. "е" - "ж" ст. 10 декрета; б) за провоз багажа сверх нормы и хранение его сверх сроков, определяемых Народным Комиссариатом Путей Сообщения, в размере, устанавливаемом им же.
13. За утрату и повреждение грузов, принадлежащих кооперативам, частным российским гражданам, а также иностранным государствам и их поданным, морской транспорт отвечает в размере, определяемом Судом, если не будет доказано, что утрата или повреждение груза произошли от действия непреодолимой силы, от свойства самого груза или по вине самого отправителя.
Примечание. В условия перевозки в настоящей статье грузов могут быть включены по постановлению Народного Комиссариата Путей Сообщения и другие основания к сложению указанной в сей ст. ответственности. Эти основания должны быть отмечены на обороте коносамента.

14. Морской транспорт отвечает за гибель или порчу багажа в тех же случаях как за гибель и порчу грузов.
15. За гибель и порчу багажа, а также в случае утраты багажа, сданного к перевозке от и до русских портов, владелец может требовать от государства в лице Народного Комиссариата Путей Сообщения и местных органов транспорта возмещения в размере тысячи р. за каждый фунт. Размер и порядок выдачи вознаграждения за утраченный, погибший или поврежденный багаж, сданный к перевозке от и до иностранных портов, определяются правилами, издаваемыми Народным Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов. Правила эти помещаются на обороте выдаваемых в подлежащем случае багажных квитанций.
16. При порче и утрате всяких грузов и багажа, виновные в этом сотрудники морского транспорта подлежат законной ответственности.
17. За безбилетный проезд, а равно за неподчинение законным распоряжениям капитана, пассажир может быть подвергнут властью капитана аресту и по прибытии в ближайший порт удалению с судна.

Председатель
Совета Народных Комиссаров
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

Управляющий Делами
Совета Народных Комиссаров
Н.ГОРБУНОВ

Секретарь
Л.ФОТИЕВА